КЖРЭУП Железнодорожное - Актуальные вопросы реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. №713 "О системе регулирования цен"

Новости

Актуальные вопросы реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. №713 "О системе регулирования цен"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. №713 «О системе регулирования цен» консолидировало ранее действовавшие механизмы ценового регулирования и добавило отдельные механизмы, которые прежде не применялись.

По сути, создана система ценообразования, позволяющая не допустить «перекосов» в формировании цены для конечного покупателя.

Это не механизм фиксации («заморозки») цены, а именно система, ограничивающая доходность на всех этапах, начиная от производства и заканчивая магазином.

При этом нужно четко понимать, что: рентабельность производителя (% стоимости, добавляемый к себестоимости производства товара) – это механизм развития производства; надбавка импортера – механизм покрытия затрат по импорту (заработная плата, транспортные расходы, обеспечение работы), а не прибыль, а розничная (оптовая) торговая надбавка  – механизм покрытия затрат по реализации товара (обеспечение работы торговых объектов, заработная плата, электроэнергия и другое).

Регулируются цены только на потребительские товары – товары для населения.

Справочно: В соответствии с п.23 постановления  из ценового регулирования исключены товары в магазинах DutyFree, а также используемые в процессе производства (за исключением отдельных видов сельхозсырья), продукция общепита, военная продукция и бывшие в употреблении товары.

В соответствии с п.7 Министерством сельского хозяйства и продовольствия и МАРТ регулируется сельскохозяйственная продукция:  молоко-сырье, свинина, крупный рогатый скот, рожь (продовольственная), пшеница (продовольственная), сахарная свекла, сахар, мука, масло сливочное, яйцо куриное для переработки.

 

В общей цепочке регулирования ситуация выглядит следующим образом:

Торговля – использует при формировании цены оптовые, торговые надбавки (без учета оптовой) в размере, установленным постановлением (пункты 1 и 16).

Ограничена доходность. Размер торговой надбавки не равняется уровню дохода, так как не вся масса товара реализуется. Применяются скидки, уценка, на различные товары из товарной группы. Используются различные размеры надбавок в максимальных предельных значениях (например, на один артикул чашек – 10%, на другой – максимальная 30%, фактическая надбавка по чашкам будет рассчитана только по факту реализации с учетом среднего взвешенного показателя).

          Розничная цена (ее размер) зависит от: отпускной цены производителя (импортера, поставщика) и размера применяемой торговой надбавки.

          В связи с этим в разных торговых организациях разная розничная цена. Кто-то применяет меньший размер торговой надбавки на одни группы или наименования товаров и компенсирует доходность другими товарами, кто-то за счет более низкой надбавки имеет большую оборачиваемость. Это разные модели торговой политики, которые для разных форматов объектов, их размещения, групп товаров имеет различную эффективность и применяемость.

          Как правило, торговая надбавка используется на одном уровне на один и тот же товар на постоянной основе (к примеру, на колбасу вареную 12% не зависимо от поставщика и даты поставки).

          Главное влияние на розничную цену оказывает цена поставки товара.

 

Производители согласовывают повышение отпускных цен на потребительские товары (установление отпускных цен на товары)              (пункт 2).

Справочно: Ранее перечень был ограничен чуть менее                           30 наименованиями товаров, главным образом продовольственных.

Применялся норматив рентабельности (10%), но при этом рост затрат приводил к увеличению цены даже при сохранении уровня рентабельности.

Затем был установлен предел увеличения цены. Производители пытались «обходить» ограничение новыми наименованиями товаров (новые фасовки, птица Халяль, жирность масла и т.д.), в связи с чем был введен запрет на новые виды без согласования с комиссией при Совете Министров.

 

На местном уровне с облисполкомами (либо с созданными ими комиссиями с участием представителей профсоюзных организаций) согласование отпускных цен проходят юридические лица и индивидуальные предприниматели(за исключением тех, кто зарегистрирован на республиканском уровне, не входит в холдинги, Управление делами Президента, Белкоопсоюз).

Главный принцип – по месту государственной регистрации.  

Алгоритм согласования, которое сейчас является административной процедурой (пункт 8.81 единого перечня административных процедур) следующий:

  1. Предприятие обращается в облисполком с пакетом документов.
  2. Материалы рассматриваются структурным подразделением по отраслевому направлению деятельности для дачи заключения по целесообразности согласования.
  3. Вопрос вносится на решение комиссии, которая принимает итоговое решение о возможности согласования (отказа) в повышении цены или установлении цены на новый товар.

Срок рассмотрения до 10 рабочих дней, на товары со сроком хранения до 30 дней – 5 рабочих дней.

  1. Ответ направляется производителю.
  2. В течение двух дней информируется МАРТ о принятом решении.

У МАРТа появилось право вносить предписание о признании утратившим силу решения о повышении и установлении цены, если не выполняется установленный параметр по индексу потребительских цен.

Справочно:Основаниями для отказа в согласовании отпускных цен на потребительские товары в соответствии с частью первой настоящего пункта являются:

 

непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;

 

наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;

недостаточное экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены на потребительский товар.

Пунктом 3 предусмотрены случаи, когда производителям согласование цен не требуется:

3.1. истечения сроков проведения мероприятий, направленных на продвижение потребительских товаров (акции, скидки и другое), определенных в договорах либо положениях о проведении мероприятий, при условии установления отпускных цен на уровне, действовавшем до проведения указанных мероприятий;

3.2. поставки потребительских товаров по договорам с новыми покупателями или изменения условий поставки потребительских товаров при установлении цен не выше цен, применяемых на дату вступления в силу настоящего постановления, в соответствии с прейскурантом (иным аналогичным документом) и положением о скидках;

3.3. повышения декларируемых, фиксированных, предельных цен (тарифов), регулируемых государственными органами (организациями), на материальные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие и другое) и (или) услуги, фактически использованные при производстве потребительских товаров, а также ставок налогов и иных обязательных платежей, включаемых в себестоимость продукции, пропорционально их увеличению в соответствии с удельным весом данных расходов в себестоимости продукции;

3.4. установления отпускных цен на новые потребительские товары* при условии применения норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на такие товары, в размере не более 10 процентов.

Справочно: *Для целей настоящего пункта под новыми потребительскими товарами понимаются:

новая продукция (впервые произведенная продукция) – продукция, впервые произведенная изготовителем и (или) не имеющая аналогов на территории Республики Беларусь;

новый вид продукции – продукция, уже производимая, но получившая новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или характеристик, а также измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся (не менее чем на 30 процентов по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки (обработки).

Импортеры. Цены на потребительские товары формируются импортерами, исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по обязательному страхованию с применением предельной максимальной надбавки импортера (пункт 5).

Государственный таможенный комитет организовывает мониторинг стоимости ввозимых потребительских товаров и на его основании представляет в МАРТ еженедельно (не позднее вторника, следующего за отчетной неделей) диапазон стоимости ввозимых потребительских товаров

Цена на импортный товар будет зависеть от цены поставки и курса валюты. Постановлением регулируется размер надбавки импортера и возложена обязанность обосновывать цену для исключения выбора поставок через «лишние звенья», которые приведут к удорожанию.

Наши контакты

246017, г. Гомель, ул. Привокзальная, 6

Директор

27-52-34

факс

27-02-86

Бухгалтерия

27-46-99

Гл. инженер

27-04-98

Отдел кадров

27-56-35

Статистика